Чудесный парпарит

Чудесный парпаритИспользование шахтной породы в мирных целях давно будоражило прогрессивные умы. Мы несколько раз писали о том, как после войны, при жестком дефиците стройматеривалов, породу прессовали и пускали на восстановление города. Потом эту практику забыли. Но в начале 60-х возникла новая, поистине гениальная идея, в которую вовлекли шахту «Заперевальная» и легендарную подвесную грузовую дорогу. Вот что рассказывает об этом П. Шапошников из журнала «Наука і життя» (номер 1 за 1963 год, непрофессиональный перевод с украинского Ростислава Чачуа)…
«Седовласые терриконы», «громадные рыжие горы, насыпанные руками человека, возвышаются, как памятники труду»…
Приблизительно так издавна описывают донецкий пейзаж писатели и журналисты. И мало пока что сказано о том, что терриконы – пустой труд шахтера. Миллионы тонн никому не нужной породы вынимаются из-под земли и насыпаются исполинскими конусами правильной геометрической формы. Здесь, на поверхности, порода почти никогда не использовалась. Правда, ею иногда посыпали дороги.
И вот возникла идея широко использовать породу в строительстве.
…На южной окраине Донецка, рядом с шахтой «Мушкетовская-Заперевальная» на базе завода железобетонных конструкций сооружена экспериментальная установка. По всему видно, что она тесно связана с соседней шахтой: рядом с подвесной дорогой, по которой порода транспортируется на удаленный террикон, сооружен приемный бункер, а от него идет транспортер к дробильному отделению. Далее – вращающаяся обжиговая печь, холодильный барабан и, наконец, склад готовой продукции.
Сюда время от времени подъезжают самосвалы и загружаются материалом, похожим на мелкий щебень, только другого цвета – темно-коричневого. Это парпарит – продукт переработки шахтной породы. Лабораторные исследования показали, что путем обжига из свежей породы можно получить прекрасный строительный материал.
Парпаритная установка – детище инженеров-строителей Донецка. Проект ее разработали специалисты треста «Проектстройиндустрия» совместно с инженерами Амвросиевского цементного комбината.
Сейчас в строительстве используются керамико-бетонные, термозитные, шлакобетонные и другие панели. И хотя сборные дома дешевле, скажем, кирпичных, но производство таких панелей стоит еще дорого – главным образом из-за больших транспортных расходов. Например, Мушкетовский завод железобетонных конструкций завозит термозит из Жданова. Только транспортные расходы на один кубометр этого материала составляют 64-68 копеек.
Себестоимость парпарита как заполнителя втрое дешевле. Во-первых, он под рукой, во-вторых, кубометр его стоит на 30-40 копеек меньше, чем, скажем, термозита. Кроме этого, удельный вес кубометра парпарита значительно меньше, чем удельный вес существующих заполнителей – всего 0,5 – 0,6 тонны.
Итак, преимущества нового материала очевидны. Мушкетовская экспериментальная установка, недавно введенная в строй, за год будет выпускать 45 кубометров парпарита. Из такого количества парпарита можно изготовить детали для шестидесяти крупнопанельных жилых домов общей площадью 114 тысяч квадратных метров.
У нового строительного материала – большое будущее. В ближайшее время намечается смонтировать парпаритные установки на «Восточной», «Глубокой» и на других шахтах Петровского района. Терриконы тут больше не будут расти, свежая порода будет использоваться в строительстве. 
Сайт «Донецкий» благодарит Елену Згинник за предоставленные материалы

Добавить комментарий