Вернется ли на родину луганский паровоз?

Житель Стаханова Владимир Авилов с 2003 года занимается разработкой проектов, цель которых — превратить наш край терриконов и степей в туристический центр. Владимир Авилов убежден, что одним из самых ярких символов нашего города может стать действующий старинный паровоз луганского производства. Тот самый, который работает на паровой тяге. По словам автора идеи, таких паровозов на просторах бывшего СССР осталось менее сотни. «Паровозы уходят, уходят в музеи, в туристические железные дороги и… в утиль, на металлолом», — говорит Авилов
Ретропаровоз мог бы быть нарасхват
Ретропаровоз мог бы проходить по Камброду, вдоль Луганки и, что особо символично, мимо «Лугансктепловоза». На паровозе туристы могли бы отправиться в поездку по достопримечательностям области: на исторические земли донских казаков в Станично-Луганский район, в Киселеву балку, в Старобельск, где расположен женский монастырь.
«Такой паровоз мог бы эффектно соединить маршруты туристических объектов нашей области с донецкими, — говорит Владимир Авилов. — Он мог бы курсировать, к примеру, в Святогорск».
По словам автора идеи, сам гудок паровоза имеет тоже символическое значение для Луганска. Как в Санкт-Петербурге полуденный выстрел пушки в Петропавловской крепости.
Паровоз мог бы стать отличным атрибутом разных праздников: Дня города, Дня Победы, Дня железнодорожника, памятных дат «Лугансктепловоза». К примеру, в городе Челябинске «Паровоз Победы» специально берегут к 9 Мая, в канун праздника его растапливают и катают в нем ветеранов. Сценариев с участием паровоза может быть масса: внешкольное образование, практика. Его можно даже использовать для съемок исторических фильмов, клипов и рекламы. В нем могут проходить свадьбы.
 Можно даже ретровагоны воссоздать, — говорит Авилов, — с бахромой, кисточками и бронзовыми ручками на дверях. В Киеве такие сохранились. Там даже штаб-вагон Ворошилова есть».
Паровозостроители без паровоза
В Горнозаводском листке № 8 за 1895 г. извещалось о покупке германским промышленником Густавом Гартманом участка земли в Луганске для постройки паровозостроительного завода. Завод выпускал вначале паровоз серии «ОД», затем передовой по конструкции и экономичный по тому времени паровоз серии «С». Первый товарный паровоз завод выпустил в мае 1900 года. В 2010 г. исполнилось 110 лет этому событию!
К 1905 г. завод Гартмана давал свыше 10% общероссийского производства паровозов. На 1932 год Луганский завод имени Октябрьской революции по своей мощности стал первым в Европе и вторым в мире гигантом локомотивостроения.
Владимир Авилов уверен, что если бы город нашел возможности приобрести луганский паровоз, выпущенный в 50-х годах прошлого века, он бы, безусловно, стал чудом Луганщины. Таким же, как британские танки.
Данные об уцелевших паровозах луганского производства Владимир Авилов собрал еще пять лет назад. Многие из них находятся на площадках запаса в Украине, России и других странах бывшего Союза. Некоторым из них уже нашли применение. Отремонтированный паровоз серии ЛВ №0182 1956 года выпуска сейчас катает туристов по Золотому Кольцу России. Другой луганский паровоз ФД (Феликс Дзержинский) №2714 в этом году пополнил коллекцию музея истории Донецкой железной дороги.
Действующие старинные паровозы активно используются в туристических целях на Западной Украине. На Закарпатье Иршавская узкоколейка соединяет райцентр Иршаву с селом Хмельник, Боржавская узкоколейка соединяет три района — Береговский, Иршавский и Виноградовский. А в селе Колочава Межгорского района есть Колочавская узкоколейка. Его главная гордость — это сердце эшелона: уникальный паровоз, изготовленный в Германии в 1951 году. В Ивано-Франковской области со станции Яремча и Коломыя также курсирует ретропоезд. Это советский паровоз серии Эр постройки 1953 года в тандеме с паровозом серии Эм 40-х годов, он тянет за собой пять пассажирских вагонов.
В России 18 британских туристов недавно совершили рейс из Ненецкого округа до Санкт-Петербурга на советском паровозе 1954 года. Отреставрированный «старичок» проехал всю Россию.
Так почему же в Луганске, на родине флагмана паровозостроения, нет ни одного живого первопроходца железнодорожного полотна?
«Виктор Пронин взял материалы и исчез»
«Ретропоезд должен стать одним из элементов Парка-музея промышленности Луганской области «Рудник», — говорит Авилов. Большой проект, разработанный Владимиром Алексеевичем, предусматривает строительство музея под открытым небом, в котором всяк желающий может увидеть, как в нашем регионе зарождалась и развивалась промышленность. Террикон, контора рудника, жилой поселок, железная дорога — все это должно располагаться на 15 гектарах выставочного комплекса. Посетители должны стать свидетелями театрализованных представлений, во время которых актеры будут имитировать не только процесс добычи полезных ископаемых, но и быт рабочих Донбасса. Существуют же такие музеи в Чехии и Польше. В Польше замки находятся в коммунальной собственности. Их реставрируют на деньги Евросоюза и оборудуют под отели. И вся прибыль идет в местный бюджет.
Авилов уверен, что культура может сама зарабатывать деньги. Нужна только хорошая идея и, конечно же, смелость, чтобы воплотить ее в жизнь.
Владимир Авилов в шутку называет себя проповедником и не теряет оптимизма.
«Все начинается с создания круга заинтересованных лиц, — говорит он. — Хотелось, чтобы информация дошла до крупного бизнеса и до власти. Я вел переговоры с некоторыми предпринимателями. Они говорят, что пока власть не примет решения, разговор будет несерьезным. Без решения властей, без сигнала они и пальцем не пошевелят. Им нужны гарантии. Обычно такие проекты патронирует первое лицо области, губернатор».
«Я был на приеме у заместителя Сергея Кравченко Виктора Пронина, — рассказывает Владимир Алексеевич, — целый месяц добивался аудиенции, а он взял материалы и исчез. Хотя сам же выступал в прессе с идеей, что городу нужен новый бренд. Я ему и предложил сделать символом города луганский паровоз. Понятное дело, сейчас выборы, кто будет этим заниматься?..» Владимир Авилов рассказывает, что свои туристические идеи он предлагал еще Александру Ефремову, в бытность последнего губернатором. Управление культуры, в лице тогдашнего его руководителя Михаила Голубовича, даже договор о намерениях с ним подписало. Решили искать спонсоров. Видимо, ищут по сей день. К нынешнему губернатору Валерию Голенко Владимир Авилов также обращался. Но результат такой же: «Отправляют в управление культуры, а там — тишина». Понятное дело, проводить юбилеи Стахановского движения в советском стиле для галочки — гораздо проще, чем сделать по-настоящему патриотический проект.

smiua. com

Добавить комментарий