Воспетым поэтами «голубым» терриконам в Донбассе нашли полезное применение. Первый из них, принадлежавший старой шахте имени Феликса Кона, стараниями компании «Дорожное строительство «Альтком» лег в основание дороги в обход главного стадиона Донецка «Донбасс Арена». Тогда впервые в Украине применили технологию смешивания цемента с горелой породой террикона. Всего ее использовано до 350 тысяч тонн.
Что представляют собой терриконы и какое применение нашли им в Донецке, рассказывает доктор технических наук, заведующий кафедрой охраны природы Донецкого национального технического университета профессор Виктор Костенко.
– Виктор Климентьевич, когда и как появились терриконы в донецких степях?
– Естественно, когда здесь начали добывать уголь — больше двух веков назад. Уголь расходился, а сопровождающая его порода оставалась на месте и складировалась. Так вырастали целые ее горы. На каждую тонну угля приходится от 300 до 500 килограммов породы, а если учесть, что в Украине добывали до ста миллионов тонн угля ежегодно, то и породы скапливалось на поверхности миллионы тонн.
– Почему люди не рады соседству с такими искусственными горами?
– Это только поэты и художники могли представить терриконы романтическим символом Донбасса. На самом деле каждый террикон – это как работающая печь. Они тлеют, горят, могут взрываться, и вообще у них скверный и неуживчивый характер экологически вредных объектов.
– Сколько же их в Донецкой области?
– Число называют самое разное – от 130 до 600. В чем-то эту разницу в цифрах можно понять: часть терриконов потухла, часть осталась на земле породными пятнами, а некоторые заросли. Но все же их до сих пор немало. Они не только дымят и выбрасывают вредные газы, но и, что обиднее всего, занимают сотни гектаров земли, отнимая ее у потенциальных застройщиков и сельскохозяйственных угодий.
– Сколько помнится, в Донбассе никогда не мирились с присутствием терриконов…
– Действительно, в шахтерском крае разработали несколько способов избавления от рукотворных гор. Самый надежный – оставить породу под землей, заложив ею выработанные пространства, для чего даже создали специальные машины «Титан». Способ действительно радикальный, но, как показала практика, и самый дорогой. Чтобы терриконы меньше дымили, их разравнивали, пытались с помощью ученых Донецкого ботанического сада «залесить», даже делали им «уколы», вливая специальные составы против выделения газа. Еще их можно было бы «пустить на ветер», то есть поставить сверху ветроагрегаты; а еще — извлечь из них оставшийся уголь… По некоторым оценкам, стоимость террикона — 150 тысяч долларов. Наконец, предлагалось их увековечить как достопримечательность, присвоив имена собственные. Кстати, некоторые их уже имеют. Например, в Донецке есть террикон имени знаменитого футболиста Старухина.
– На чем же остановились?
– Не отрицая ни одной из названных идей, у нас взяли и разровняли террикон между Донецком и Макеевкой и построили на его основании гипермаркет. Строителям пришлось переместить 900 тысяч тонн отвальной породы. Труд немалый, но именно это позволило и место под застройку получить, и строительные материалы сэкономить.
– Каков следующий шаг в использовании терриконов, какие из них пойдут в дело завтра?
– Не завтра, а уже сегодня. Та же компания «Дорожное строительство «Альтком» начала прокладывать объездную дорогу вокруг Донецка. По всем строительным нормам перед началом работ ей необходимо найти карьер с запасами глины, разработать его, доставить глину к объездной дороге, что требует немалых сил и расходов. «Альтком» пошел по другому пути. Материал для основания дороги компания возьмет с терриконов шахт «Лидиевка» и имени Скочинского, а это ни много ни мало 3,5 миллиона тонн. С помощью новой техники – ресайклеров – перемешают породу с цементом, и вот готов материал в основание магистрали.
Если же учесть, что дорог Донецк намерен строить еще немало, а терриконов в черте города более полусотни, то дорожникам будет где взять сырье. Право же, художникам стоит поспешить с запечатлением на своих полотнах «голубых» терриконов, пока они еще есть на карте миллионного города.
10.09.2012 Николай СТОЛЯРОВ «Украинская техническая газета»