В хрущевские времена пользовался лаской властей хореограф Леонид Семенович Школьников. Некоторые описывают его как смелого новатора, некоторые – как танцевального шарлатана в духе академика Лысенко. Он прославился тем, что изобрел множество новых, чисто советских танцев, в основу которых положил принципы пролетарского искусства. Одна из его придумок имела интересное для нашего уха название – «террикон».
При изобретении, «террикон» позиционировался как танец советских шахтеров. К сожалению, ю-тьюб на нашу просьбу показать что-то по этой теме ответил предложением посмотреть клип группы «Ногу свело». Может, так спрашивали – но, в любом случае, остается удовлетвориться только описаниями очевидцев. Вот, например, какое впечатление «террикон» вызвал у преподавательницы танца Н. Кошеверовой: «Кольцо танцующих в зале мерно, как на молитве, делает наклон-поклон вперед, короткая остановка, два шажка, притоп. А они еще что изобрели: делая первый шаг, сопровождали его движением рук, орудующих лопатой при вскапывании земли…».
По утверждению маэстро Школьникова, в основу пластики «террикона» были положены движения шахтеров, рубящих уголек. Автор предлагал всем молодым людям страны Советов активнее осваивать эту идеологиечски правильную пластику и даже бросил в массы призыв «терриконьте на здоровье!». Его всячески поддержали. Тираж изданной книжки с партитурой танца достиг трех миллионов, что следует признать феноменальным тиражом даже по тем временам.
Школьников вообще был человеком неординарным, не лезущим за словом в карман. Он прославился, например, фразой: «Твист — это как толстая женщина, надевающая узкие брюки». Имелись на его счету и более серьезные высказывания: «Искусство буржуазно-дворянского и капиталистического мира неприемлемо для рабочего класса, ибо оно реакционно в своей основе и всегда несет с собой чуждый нам мир идей, образов и нравов». Творения Школьникова включили в программу школ бальных танцев. Непонимающие коллеги презрительно называли их «ходилочками», но сути дела это не меняло. Школьников, имевший возможность писать в журнале «Молодой коммунист» о том, что «танец «террикон», как огненный смерч, охватил всю молодежь», уверенно задавал тон.
«Охватил, как огненный смерч»… Подлинность этой оценки мы оценить уже не сможем – мало ли, может быть, и охватил. Но необыкновенную простоту танца отмечают все, кто его описывает. Вот, например, как это делает известный в свое время поэт Бахыт Кенжеев: «Идеологически выдержанный танец «террикон», предполагавший заучивание наизусть двух десятков па, чередовавшихся в строгом порядке». Из всех этих описаний складывается образ танца, не требующего ни ума, ни фантазии. Настоящее пролетарское искусство.
В программах школ бального танца «террикон» оставался аж до начала 80-х. Время было косное, менять жизнь старались по минимуму. «Террикон», судя по отзывам донецких работников искусства, был мало популярен даже у нас. Увы нам, увы… В начале 80-х после какой-то очередной трансформации танцевальной обучающей программы, «террикон» исчез из программ. Осталось только название на старых пластинках и воспоминание о том, что был такой танец с чисто шахтерским названием.
Автор благодарит Председателя общества терриконоведов Александра Легенького за предоставленный материал.